Inquisitio haereticae pravitatis, или святая Инквизиция,
или святой трибунал (sanctum officium) — учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд
и наказание еретиков. Термин Инквизиция существует издавна, но до XIII в. не имел
позднейшего специального значения, и церковь еще не пользовалась им для
означения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование
еретиков. Развитие преследований находится в тесной зависимости от некоторых
общих положений христианского вероучения, изменявшихся под влиянием
стремлений средневекового папства.
Человек
может найти спасение только в вере: отсюда долг христианина и особенно
служителя церкви обращать неверующих на путь спасения. Если проповедь и убеждение
оказываются недействительными, если неверующие упорно отказываются принять
учение церкви в его целом или частях, то этим они создают соблазн для других
и угрожают их спасению: отсюда выводилась потребность удалить их из общества
верующих, сперва посредством отлучения от церкви, а потом — и посредством
тюремного заключения или сожжения на костре. Чем более возвышалась духовная
власть, тем строже относилась она к своим противникам.
В
истории Инквизиции различаются 3 последовательных периода развития: 1)
преследование еретиков до XIII в.; 2) доминиканская Инквизиция со времени
Тулузского собора 1229 г. и 3) испанская Инквизиция с 1480 г. В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование
их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные
инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских
монахов; в 3-м инквизиционная система тесно связывается с интересами
монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на
политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы
против мавров и евреев, а потом вместе с иезуитским орденом являясь боевой
силой католической реакции XVI в. против протестантизма.
I.
Зародыши инквизиции мы находим еще в первые века христианства — в обязанности
диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти
епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался
жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви. Со
времени признания христианства государственной религией Римской империи к
церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества.
Угроза
смертной казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по
отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над
присциллианами.
В
капитуляриях Карла Великого встречаются предписания, обязывающие
епископов
следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на
саксонских границах — искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый
предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей,
расследовать и
исправлять его заблуждения ("ut populi errata inquirant et
corrigant"). В IX и X вв. епископы достигают высокой степени
могущества;
в XI в., во время преследования патаренов в Италии, деятельность их
отличается большой энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее
обращается к
насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания.
Наиболее
строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и
сожжение на костре.
II. В
конце ХII и начале ХIII в. литературно-художественное движение в Южной
Франции и связанное с ним учение альбигойцев угрожали серьезной
опасностью католической ортодоксии и папскому авторитету. Для подавления
этого движения вызывается к жизни новый монашеский орден — доминиканцев. Слово
инквизиция в техническом смысле употреблено впервые на Турском соборе в 1163 г., а на Тулузском соборе, в 1229 г., апостольский легат "mandavit inquisitionem
fieri contra haereticos suspectates de haeretica pravitate". Еще на
Веронском синоде, в 1185 г., изданы были точные правила касательно
преследования еретиков, обязывавшие епископов возможно чаще ревизовать свои
епархии и выбирать зажиточных мирян, которые оказывали бы им содействие в
розыске еретиков и предании их епископскому суду; светским властям
предписывалось оказывать поддержку епископам под страхом отлучения и других
наказаний. Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия
III (1198-1216), Григория IX (1227-1241) и Иннокентия IV (1243-1254). Около 1199 г.
Иннокентий
III уполномочил двух цистерцианских монахов, Гюи и Ренье, объездить в
качестве папских легатов диоцезы Южной Франции и Испании для искоренения
ереси вальденсов и катаров. Этим создавалась как бы новая духовная
власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от
епископов. В 1203 г. Иннокентий III отправил туда же двух других
цистерцианцев, из монастыря Fontevrault — Петра
Кастельно и Ральфа; вскоре к ним был присоединен и аббат этого
монастыря,
Арнольд, и все трое возведены были в звание апостольских легатов.
Предписание
возможно строже обходиться с еретиками привело в 1209 г. к убийству
Петра Кастельно, что послужило сигналом к кровавой и опустошительной
борьбе,
известной под именем альбигойских войн. Несмотря на крестовый поход
Симона Монфора, ересь продолжала упорно держаться, пока против нее не
выступил Доминик, основатель ордена доминиканцев.
В
заведование этого ордена всюду перешли инквизиционные суды, после того как
последние изъяты были Григорием IX из епископской юрисдикции. На Тулузском
соборе 1229 г. было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного
священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в
пределах данной епархии. Несколько лет спустя инквизиторские обязанности были
изъяты из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам,
представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны ни
личными, ни общественными узами с населением данной местности и потому могли
действовать безусловно в папских интересах и не давать пощады еретикам.
Установленные
в 1233 г. в 1233 г. инквизиционные суды вызвали в 1234 г. народное восстание в Нарбонне, а в 1242 г. — в Авиньоне. Несмотря на это, они продолжали
действовать в Провансе и распространены были даже и на Сев. Францию.
По
настоянию Людовика IX папа Александр IV назначил в 1255 г. в Париже
одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность
генерал-инквизиторов Франции. Ультрамонтанское вмешательство в дела
галликанской церкви встречало, однако, беспрестанное противодействие
со
стороны ее представителей; начиная с XIV в., французская инквизиция
подвергается ограничениям со стороны государственной власти и
постепенно
приходит в упадок, которого не могли удержать даже усилия королей XVI
века,
боровшихся против Реформации. Тем же Григорием IX И. введена была в
Каталонии, в Ломбардии и в Германии, причем повсюду инквизиторами
назначались доминиканцы.
Из
Каталонии инквизиция быстро распространилась по всему Пиренейскому полуо-ву,
из Ломбардии — в различных частях Италии, не везде, впрочем, отличаясь
одинаковой силой и характером. Так, напр., в Неаполе она никогда не
пользовалась большим значением вследствие беспрестанных раздоров между
неаполитанскими государями и римской курией.
В
Венеции инквизиция (Совет десяти) возникла в XIV в. для розыска соучастников
заговора Тьеполо и являлась политическим трибуналом. Наибольшего развития
и силы инквизиция достигла в Риме. О степени влияния инквизиции в Италии и
о впечатлении, произведенном ей на умы, свидетельствует сохранившаяся во
флорентийской церкви S. Маriа Novella знаменитая фреска Симона Мемми под
названием "Domini canes" (каламбур, основанный на созвучии этих
слов со словом dominicani), изображающая двух собак, белую и черную,
отгоняющих волков от стада.
Итальянская
инквизиция
достигает наибольшего развития в XVI в., при папах Пии V и Сиксте V.
В
Германии инквизиция
первоначально направлена была против племени стедингов, отстаивавших свою
независимость от бременского архиепископа. Здесь она встретила всеобщий
протест.
Первым
инквизитором Германии был Конрад Марбургский; в 1233 г. он был убит во время народного восстания, а в следующем году той же участи подверглись и два
главных его помощника. По этому поводу в Вормсской летописи говорится:
"таким образом, при Божьей помощи, Германия освободилась от гнусного и
неслыханного суда".
Позже
папа Урбан V, опираясь на поддержку императора Карла IV, снова назначил в
Германию двух доминиканцев в качестве инквизиторов; однако и после этого
инквизиция не получила здесь развития. Последние следы ее были уничтожены
Реформацией.
Инквизиция
проникла даже в Англию, для борьбы против учения Виклефа и его
последователей; но здесь значение ее было ничтожно.
Из
славянских государств только в Польше существовала инквизиция и то очень
недолго. Вообще,
учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в странах,
населенных романским племенем, где католицизм оказывал глубокое влияние на
умы и образование характера.
III. Испанская
инквизиция, возникшая в ХIII в. как отголосок современных событий в Южн.
Франции, возрождается с новой силой в конце XV в., получает новую организацию
и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее
благоприятные условия для развития И. Многовековая борьба с маврами
способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом
воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы.
Нехристиан,
именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров
христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их
образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и
зажиточными элементами населения.
Богатство
их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в
конце XIV в. масса евреев и мавров силой вынуждены были принять христианство,
но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.
Систематическое
преследование этих подозрительных христиан инквизицией начинается со времени
соединения Кастилии и Арагонии в одну монархию, при Изабелле Кастильской и
Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом
реорганизации являлся не столько религиозный фанатизм, сколько желание
воспользоваться инквизицией для упрочения государственного единства Испании и
увеличения государственных доходов путем конфискации имущества осужденных.
Душой
новой инквизиции в Испании был духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада.
В 1478
году была получена булла от Сикста IV, разрешавшая
"католическим
королям" установление новой И., а в 1480 г. был учрежден в Севилье
первый трибунал ее; деятельность свою он открыл в начале следующего
года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298
еретиков...
Читать дальше в словаре "Брокгауза
и Ефрона"
|