C каждым новым
поколением водителей АКПП обрастает множеством легенд, которые
появляются скорее из-за отсутствия знаний и неумения ездить, нежели
из-за реального положения дел.
Основная проблема автомата - почувствовать момент начала пробуксовки. На некоторых автоматах существует зимний
режим, который производит переключения на более низких оборотах
двигателя и помогает стартовать без лишних прокрутов (иногда со второй
передачи). Получается езда "внатяг" — прием, который используют
профессионалы, как на "механике", так и на автомате.
Foto: Urmas Oja
|
1. Старт
Откопав с утра свою машину, дайте маслу в АКПП хотя бы пару минут
прогреться. Повернув ключ в зажигании и сразу
же надавив на газ, вы сокращаете срок службы автомата.
Специалисты
советуют перед началом движения поочередно переместить селектор во все
положения, удерживая машину на месте с помощью тормозной педали. Эти
нехитрые действия ускоряют процесс прогрева трансмиссионной жидкости.
После начала движения первые 5 км избегайте резких разгонов и
пробуксовок.
2. Как выбраться из сугроба
Зимой
утро часто может начинаться с попыток выбраться из сугроба, в который
вечером вы запарковали автомобиль. Если у вашего автомата есть
понижающая передача — "1", "2" или "L" — используйте ее, а не "D". Если
нет — придется выбираться "в раскачку". Плавно нажимаете газ,
карабкаетесь вперед, удерживаете машину в крайнем положении педалью
тормоза, переключаетесь на заднюю скорость, карабкаетесь назад, снова
удерживаете машину и.т.д.
При использовании этого приема стоит
помнить, что для гидротрансформатора такие манипуляции — не самое
приятное "времяпровождение", поэтому его стоит использовать только в
течение короткого времени. Едкий запах "паленых" фрикционов в коробке
даст знать, когда пора отправляться на поиски отзывчивых "тянитолкаев".
Не забывайте отключать систему стабилизации ESP (и связанный с ней трэкшн-контроль), которая в сугробе вам — не помощник.
3. Торможение двигателем
Еще
одна проблема автомата зимой — необходимость постоянно пользоваться
рабочим тормозом из-за практически полного отсутствия эффекта торможения
двигателем. В режиме Drive автомат-коробка не реагирует на сброс газа
так, как обычная "механика". Но для этого существуют понижающие
передачи, либо полуавтоматический режим, которыми можно и нужно
пользоваться. Особенно это актуально перед входом в поворот, в котором
вам нельзя потерять обороты и тягу.
Стоит быть готовым к тому, что
на очень скользкой дороге понижение передач может привести к
пробуксовке ведущих колес и развитию заноса задней или сноса передней
оси. На переднем приводе в таком случае нужно оставить педаль газа
нажатой, на заднем — отпустить педаль, на полном приводе — отпустить и
тут же плавно нажать.
Нужно
понимать, что торможение двигателем актуально лишь при должном запасе
пространства на дороге, эффективность такого торможения с АКПП в разы
ниже, чем с мануальной коробкой. Виной тому — все тот же эффект
проскальзывания гидротрансформатора.
4. Обгон
Самое
важное при обгоне — не дать автомату в самый неподходящий момент
переключиться на повышенную передачу. Это приведет к потере оборотов и
необходимости вновь их набирать. Для таких случаев на некоторых АКПП
есть режим OD (Overdrive), который надо при обгоне отключить (OD OFF).
Это действие запретит переход на повышенную передачу. Но — опять же —
следите за тахометром, дабы не "упереться" в красную зону.
В
обычном режиме D при необходимости ударного разгона автомату требуется
некоторое время, чтобы среагировать на ваше действие "газ в пол". Зачем
дожидаться кик-дауна (автоматического переключения вниз), когда можно
вручную скинуть передачу-другую? Если у коробки есть спортивный режим, не
помешает включить его при обгоне.
5. Спуски
Любой
спуск гораздо сильнее влияет на увеличение тормозного пути, чем
подъем — на его уменьшение. Этот фактор стоит учитывать при выборе
скорости движения. Используйте пониженные передачи только при
более-менее сухом покрытии на крутых спусках, дабы не перегревать
тормоза. На скользком спуске пользуйтесь рабочим тормозом.
Многие
владельцы машин с автоматом часто вообще забывают о существовании
ручного тормоза, пользуясь лишь режимом P (Parking).
Между тем, при
парковке на склоне они, тем самым, "вешают" всю массу автомобиля на
блокиратор вала коробки (режим P), что отрицательно сказывается на сроке
его службы. Последовательность действий такова: сначала ставим ручник и
только потом — режим P. Помните также, что парковка автомобиля в морозы
на ручнике чревата примерзанием колодок.
6. Подъемы
Зимой
стартовать на обледенелом подъеме — занятие не из приятных. Главное —
избегать пробуксовки колес и резких нажатий на газ. На автомате момент
начала пробуксовки поймать сложно, а посему действия должны быть очень
плавными. Если в самый неподходящий момент накопленную по крупицам тягу
"убивает" система ESP, попробуйте ее отключить.
7. Буксировка
Правило 50х50: буксировать можно на скорости не более
50 км/ч на расстояние не более 50 км. Коробка должна быть переведена в
положение N (Neutral). При буксировке на большие расстояния следует
пользоваться эвакуатором либо разъединять трансмиссию.
На некоторых автоматах буксировка и вовсе запрещена, об этом можно узнать из инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.
8. Забота и уход
Помимо
описанных в пункте 1 данной статьи требований к прогреву, не
пренебрегайте регулярными техническими проверками состояния коробки и
уровня трансмиссионной жидкости.
При движении категорически запрещается включение режимов P и
R. Эти режимы можно включать только при полной (!) остановке автомобиля.
Коробка также может перегреться, если
вы решите узнать что будет, если нажать тормоз и газ одновременно.
9. Думайте заранее
Думайте заранее, и
вовремя "оповещайте" помощника-робота о своих намерениях (переходом в
спорт-режим, отключением OD, переходом на пониженную передачу).